Декоративное садоводство и цветоводство

Регулярный и пейзажный стили создания садов и парков

Понятие о стилях садово-паркового строительства исторически сложилось под влиянием двух направлений: пейзажного и регулярного.

В основе одного – пейзажного, ландшафтного или английского – лежит естественная красота природы. Главное в создании садов – достичь более полного и гармоничного развития декоративных особенностей выращиваемых растений. Изменения внешней формы растений в связи с их возрастом не нарушают общей идеи сада, а приближают ее к задуманному образцу.

Основа стиля - естественность формы декоративной растительности, используемой в свободной планировке и расположении. Так, группы древесных растений и всевозможные посадки цветочного оформления имеют очертания свободных форм. При этом особо подчеркивается естественность обстановки.

Пейзажное направление – это не просто подделка "под пейзаж", а целое "искусство скрывать искусство". И к тому же, что стиль – это не столько формальные требования к подбору и высоте растений, сколько определенная концепция жизни, которая должна соответствовать и вкусам хозяина, и окружающему ландшафту, и национальной традиции.

Другое направление – регулярное, геометрическое или французское – исходит из чисто архитектурных идей – достичь наивысшего художественного эффекта за счет сочетания форм и красок декоративных растений. Растения служат строительным материалом, их рассматривают только с точки зрения величины, формы, фактуры и цвета, не обращая внимания на исторически сложившиеся связи этих растений с определенными природными ландшафтами.

Этот стиль характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль с изменениями и дополнениями сохранился до настоящего времени. Этот стиль, благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создает чувство торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах – на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля является архитектурное сооружение, а растениям отводится подчиненная роль. Поэтому необходимо поддержание постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений.

Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место ландшафтным, искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью.

Смешанный стиль характеризуется комбинированием пейзажного и регулярного стилей, причем последний чаще всего присутствует в парадных частях сада. Растительность в саду размещают с учетом комбинационных принципов и колоритных факторов, в соответствии с возможностями совместного произрастания растительных видов в данной природной среде.

Сады и парки 20 века

На территории СССР для садово-паркового искусства были характерными следующие черты:

озеленение направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду. Вопросы формирования природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм;

появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха;

появляются мемориальные парки-комплексы типа парков Победы;

развитие парков Дружбы;

развиваются районные парки в память общественных событий и знаменательных дат;

осваиваются крыши зданий и подземные пространства;

рекультивируются разрушенные территории.

Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца 20 – начала 21 в.

1 Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т п.), вводятся искусственные элементы, например искусственное формирование рельефа – геопластика.

2 Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аква-парков и т. п.). Появляются сады и парки одно-функциональные – тематические.

3 Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, патуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий – под крышами.

4  Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной» природы.

5 «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада, посетитель избавляется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, торговыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями.

6 Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы.

7 Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационности и пр.). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных.

8 Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вводятся интересные композиционные и художественные решения из традиционных и новых материалов.

9 Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков.

10 Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятий – зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом. Озеленяется все – не только участки между зданиями, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо вертикальным озеленением, автодороги и автостоянки, инженерные коммуникации.

11 Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженые формы используются как в обширных парках, так и в садах при коттеджах, эфемериды популярны зимой в новогодние праздники.

12 Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, экскурсионные программы, шоу-бизнес, рекламу и пр. В садово-парковом искусстве рассматривают резкие, контрастные сопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от зеркальных стен зданий и пр.

История развития декоративного садоводства и основы композиции