Декоративное садоводство и цветоводство

Сады и парки Японии

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.

Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было главной целью японского ландшафта.

В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется теория контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – активной и пассивной. Высокий камень – господствующее, активное начало, камень лежащий – пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

императорские;

сады при монастырях;

миниатюрные садики при жилых домах;

сады чайных церемоний.

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.

Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:

символизм;

использование мотивов, подсказанных природой;

включение в композицию озер и потоков, камней;

подстрижка деревьев;

мягкость общего тона;

введение на небольших территориях карликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);

составление и украшение интерьеров: икебана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих растений;

широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония;

создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;

формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.

Рисунок 13 – Городской бонсай

История развития декоративного садоводства и основы композиции