Декоративное садоводство и цветоводство

Китайские сады и парки

Понимание природы в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.

Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.

Природно-климатические условия Китая. Китай – «страна гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.

В стране насчитывают 6 типов садов:

при императорских дворцах;

при императорских гробницах;

при храмах;

сады естественных пейзажей;

домашние сады;

сады ученых, или литературные.

Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.

Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изгибалась, подобно спине слона, и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.

Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружающим ландшафтом и как бы постепенно вырастал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:

устрашающий;

смеющийся;

идеалистический, или романтический.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Китайские зодчие умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы.

Идеологическая основа садово-паркового искусства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением явлений природы (конфуцианство и даосизм).

Рисунок 11 – Древнекитайский сад

Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:

«инь» – действовать в зависимости от местных условий;

«цзе» – максимально использовать окружающую природу;

определять главное и второстепенное;

применять контраст;

в малом добиваться большого эффекта;

стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;

учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и становились рамкой для пейзажа.

Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»

Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых», или «литературных садах».

Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:

активное использование камня;

обилие водных поверхностей;

большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;

тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;

подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;

включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

История развития декоративного садоводства и основы композиции