Декоративное садоводство и цветоводство

В целом итальянские сады эпохи Возрождения и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства всей Европы, а в первую очередь – Франции.

Возрождение и барокко во Франции охватывают период со второй половины 15 в. до начала 18 в.

Итальянский Ренессанс сильно повлиял па французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.

Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Ровный рельеф покрыт обширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Широко культивировались фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

В садах появляется новый элемент берсо – крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой (рисунок 6). Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в 17 в. превратились в роскошные кружевные партеры – бродери (рисунок 6). Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – уголь, толченый кирпич, песок и пр.


Рисунок 6 – Берсо

Рисунок 7 – Кружевной партер в парке Тюрильи (Франция)

Замки строились в основном вблизи рек и всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.

Для красочности и оживления в садах содержали павлинов.

Чтобы уберечь цветники от птиц, по периметру устанавливалась невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера.

Зодчие использовали малейшие перепады рельефа для обогащения композиции. Это привело к появлению таких устройств как боуленгрин и вертюгаден. Боуленгрин – партер с простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих дорожек. Вертюгаден – это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках (рисунок 8).

Рисунок 8 – Садовый театр (вертюгаден)

Объекты садово-паркового искусства Франции 16–17 вв. были четырех типов:

обширные парки охотничьих замков и дворцов;

небольшие сады около домов;

широкие бульвары;

ботанические сады.

Основные черты французского классицистического парка (на примере Версаля):

наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

размещение на плоском рельефе;

симметричность композиции по отношению к центральной оси (рисунок 9);

индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);

интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;

умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;

основным украшением служила парковая аллея из 2 или 4 рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность.

История развития декоративного садоводства и основы композиции