Декоративное садоводство и цветоводство

Сады Персии

В 6 в. до н. э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады.

Уже тогда начали создаваться сады для охоты, смотров, проведения празднеств.

Парки доминировали в сознании их владельцев, утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, а резиденция царя обозначалась одним словом «парадиз» (райский сад).

Природные условия и растительность. Сухое и знойное лето Персии сменялось резкими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна небогата растительностью. Преобладали небольшие оазисы из платанов, кипарисов, дубов, фруктовых деревьев.

Садоводство в Персии занимало значительное место и считалось занятием знати.

Персию считали родиной царицы цветов – розы. Отсюда происходят также сирень, лилия, тюльпан, нарцисс.

Древнеперсидские сады, изображенные на коврах, регулярной формы. Сады разбивали на четырехугольные участки и кварталы различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом. Сады оформлялись полноводными каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богатыми тканями и живописью.

Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы:

аллеи;

сады при виллах;

дворцово-парковые комплексы.

Садово-парковое искусство Персии имело характерные особенности:

появились обширные парки – «парадизы»;

использовался рельеф местности (террасы, каналы и бассейны);

применялся богатый ассортимент растительности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов;

включались павильоны и гроты в общую композицию.

Античная Греция

Социальные условия. Историю культуры и искусства Древней Греции принято делить на пять эпох, каждая отражала различные социальные взгляды.

Природные условия. Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.

Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделяет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.

Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на большом расстоянии».

Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Характерны: маслины, сосна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с природой.

В конце 5 в. до н. э. появляется руководство по разведению цветов и садовому делу.

Из цветочных растений греки выращивали розы, махровые левкои, хризантемы, что в переводе означало «золотой цветок», гвоздику, анютины глазки.

Строительный материал разнообразный – белый, голубовато-серый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк.

Градостроительство и архитектура. Греция архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины.

Эпоха рабовладельческой демократии характеризуется наивысшим расцветом культуры. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы.

В 4 в. до н. э. царь Македонии Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. Александр основал много городов и организовал в них парковые территории, образованные в единые зеленые пояса, где вместе с парками располагались научные центры – ботанические сады и зоопарки.

Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:

1 Священные рощи (нимфеи и герооны)

Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре, украшенным скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа.

Героон – первоначально роща, посвященная герою. Служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Позже его украсили статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей в героонах устраивались гимнастические игры и состязания. Это прообраз спортивных парков.

2 Гимнасии преобразованы из героонов. Они служили местом для занятий физическими упражнениями. Позже – публичные места для собраний (наблюдений за гимнастическими упражнениями, встреч или философских бесед), постепенно перерастали в философские сады.

3 Озелененные территории общественного значения (городские площади, улицы). Данные объекты появились в 5 и 4 вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений.

4 В философских садах, которые находились в парках из платанов, маслин и тополей, велись ученые беседы и проводились занятия. Они формировались в близком к пейзажному стиле.

5 Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, с элементами художественно-декоративной обработки.

Внутренние дворики украшались цветами, скульптурой или фонтаном.

Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом, т. к.:

здесь была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля-пропорции как соотношение частей и целого;

принципы равновесия, ритма и симметрии;

использовалась горная местность для устройства террас;

создавались искусственные гидросооружения – фонтаны, бассейны;

в парках применяли цветы, архитектурные формы и скульптуры, специально приспособленные к фону зелени или гротам.

Древний Рим

Социальные условия. По своим социально-экономическим условиям Древний Рим – это рабовладельческое государство.

Природные условия сходны с греческими. Климат средиземноморский. Рельеф гористый. Большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, холмы, равнины чередуются между собой. Леса преимущественно лиственные.

Растительность разнообразна: различные виды сосен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, каштаны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, поддающиеся фигурной стрижке, – самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах выращивали цветы, соответствующие временам года (лилии, левкои, анемоны, астры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздики, ирисы, туберозу, тюльпаны и др.).

Любимые цветы римлян – фиалка и роза. Очень ценился плющ.

Если у владельца сада не хватало средств для скульптур из мрамора или иного строительного материала, то он украшал свой сад «зеленой скульптурой». Формовка крон была делом садовника – топиариуса, отсюда и появление термина «топиарное искусство», что означает фигурную подстрижку деревьев и кустарников (рисунок 3). Для античного Рима характерен синтез искусств, т. е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Сформировались следующие типы садов:

cвященные рощи – сады, связанные с религиозным культом.

городские общественные сады устраивали вблизи театров и других общественных зданий. Прогулочные аллеи организовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурами, оснащались источниками или бассейнами.

Рисунок 3 – Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Во времена императора Августа в результате строительства водопровода и очень значительных благоустроителъных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров; около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения.

Частновладельческие городские сады при дворцах и виллах, назначение которых было от хозяйственных до увеселительных.

Следует отметить, что было три типа вилл:

«рустика» – сельскохозяйственная вилла;

«урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений,

«фруктуария» – вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Наружные стены жилого дома по климатическим условиям редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировывались вокруг открытого дворика. У входа располагался атриум, что-то вроде вестибюля с бассейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колоннадами (перистили). Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они напоминали настоящие садики.

В садово-парковом искусстве Древнего Рима появляются новые планировочные элементы – ксист, перистиль и ипподром.

Ксист – плоский сад, представляющий собой небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники с четкой осью построения. Он располагался перед зданием виллы и подчинялся планировке и архитектуре здания. Ксист и перистиль насыщались декоративными формами, по размеру же были небольшими 20 х 10 м.

Ипподром занимал территорию 60 х 160 м или 70 х 200 м на плоском рельефе. Он представлял собой эллипс, один округлый конец которого срезан. Планировка регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, цветов, газонов, скульптур, фонтанов, беседок.

Однако, в целом в древнеримских садах и парках отсутствовало композиционное единство.

История развития декоративного садоводства и основы композиции